Оптовая цена
Всем хорошо известно расхожее выражение: «Оптом – дешевле!». Между тем именно оптовая цена, устанавливаемая производителями, обеспечивает им дальнейшее воспроизводство товаров. Как рыночный инструмент управления, она позволяет производить и продавать больше изделий, получать больше прибыли.
Определение
Что значит оптовая цена? Это цена, которая формируется производителем на этапе изготовления продукции. Именно на её базе составляется бизнес-план, строится в дальнейшем мониторинг финансовых и экономических показателей компании.
Из каких элементов состоит
Оптовая цена предприятия включает:
- себестоимость производства определенной продукции;
- прибыль, которая должна компенсировать прочие расходы и принести дополнительный доход учредителям.
Какие бывают виды
Отпускная цена изготовителя. По ней предприятие будет реализовывать свой товар посредническим компаниям, поставлять в торговые сети. Полученные суммы должны компенсировать затраты, и обеспечить поступление дохода.
Складывается из стоимости + акцизный сбор + НДС. Акциз прибавляют в случае изготовления подакцизного продукта. В ходе формирования оптовой цены рассчитывают сначала акцизный сбор, а уже потом косвенный налог.
Оптовая цена промышленности. Существует также оптовая отпускная стоимость (продажная цена оптового посредника). По этой стоимости посредники реализуют продукцию розничным сетям.
В оптовую цену оптово-посреднической организации включают производственные издержки и прибыль изготовителя, сбытовую надбавку. В сумму наценки входят расходы посредников и их маржа.
В издержках посредников и розничного торговца обязательно присутствует транспортная составляющая, которая также закладывается в стоимость товара. Она определяется тарифами грузового и пассажирского транспорта.
Надбавка розничных торговцев не участвует в формировании оптовой цены промышленности.
Следующая разновидность оптовых цен – биржевая цена. Она формируется в ходе торгов и выводится в контракте с учетом условий доставки продукта к месту назначения.
Другой вид – закупочная цена — включает в свой состав издержки на производство и прибыль изготовителя. Применяется при крупных закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Продукция поставляется сельхозпроизводителями в крупных объемах по специальным договорам контрактации. Рядовые покупатели-потребители не могут купить товар по закупочной стоимости, только организации-поставщики. В состав закупочной стоимости НДС и акцизы не включаются.
Какая разница между оптовой ценой и розничной
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим структуру розничной стоимости.
Розничная стоимость включает в себя следующие части.
Продажная стоимость посредника, в которую входит цена производителя, надбавка посредника и уплачиваемый им НДС.
Торговая надбавка розничного продавца.
НДС, который возмещает розничный торговец.
Как видим, розничная стоимость значительно больше оптовой на сумму надбавок сбытовых фирм и розничного продавца, а также косвенных налогов (НДС), уплачиваемых по пути к покупателю.
Оптовые значения предназначены для отгрузки производителем больших партий товара снабженческим компаниям. Розничные используются при продаже товара непосредственно конечному потребителю – населению.
Порядок формирования оптовой и других цен
Как мы уже знаем, в структуру расценок, устанавливаемых предприятием, входят основные элементы – себестоимость и прибыль предприятия-изготовителя.
Порядок формирования оптовой стоимости достаточно прост и предусматривает последовательность расчетов главных составляющих её структуры.
Себестоимость
Себестоимость включает в себя расходы по производству и реализации продукции. В ходе расчета учитывают следующие статьи расходов:
- закупка исходных материалов;
- остатки сырья, которые можно ещё использовать в производстве (возвратные отходы);
- оплата труда сотрудников предприятия с учетом выплаты НДФЛ;
- услуги сторонних организаций и физических лиц, привлекаемых к производственному процессу;
- затраты на энергоресурсы;
- общепроизводственные затраты (аренда зданий; обслуживание техники и коммуникаций; амортизация на оборудование, в том числе арендованного, применяемого в производстве продукции);
- утраты от брака;
- перечисления в социальные фонды;
- прочие производственные расходы.
Значение прибыли
Прибыль – это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции. Рассчитывается как разность между выручкой от реализации и себестоимостью товара.
Планируемая прибыль рассчитывается как произведение рентабельности в процентах и себестоимости в рублях, разделенное на 100. Рентабельность, рассчитанная по производственным фондам, не участвует в формировании оптовой цены предприятия.
Формула расчета прибыли
Формула расчета прибыли довольно проста:
П= Р х С / 100,
где П – планируемая прибыль,
Р – рентабельность продукта в %,
С – себестоимость единицы товара в руб.
К примеру, расчетная себестоимость изделия 1000 рублей. Устанавливаемая рентабельность 20%. Значение планируемой прибыли будет равняться:
П=РхС/100 = 20х1000/100 = 200 рублей
После перечисления налогов изготовитель приобретает чистую прибыль, которой он может полностью распоряжаться по своему усмотрению.
Как рассчитать оптовую цену
Цена рассчитывается разными методами. В малом бизнесе определить оптовую цену предприятия лучше самым простым – затратным способом. Он учитывает реальные затраты предпринимателя на изготовление и реализацию продукции.
Если это рыночная цена, то исходными данными (стоимость сырья, оборудования и т.д.) служат сложившиеся в регионе рыночные значения.
- Определяется количество сырья и объем времени на изготовление единицы продукции.
- Вычисляется стоимость затрат на производство изделия.
- Определяется себестоимость всего объема продукции с учетом приобретения оборудования, аренды помещения и других общепроизводственных затрат.
- К себестоимости прибавляется планируемая прибыль. Получаем стоимость без акцизов и НДС.
- Производится сначала расчет акцизов, затем к полученной сумме прибавляют расчетное значение косвенного налога.