- Категория:
- Рейтинг:1.0/1
История компании, производителя напитка Кока кола, представляет собой цепь грамотных управленческих решений в сфере технологии производства, маркетинга, рекламы на протяжении более 100 лет.
Продукт компании «The Coca-Cola Company» продается официально более чем в 200 государствах мира. Он известен сегодня 94% населения планеты. Ежедневно в мире покупатели приобретают чуть менее миллиарда единиц продукции компании.
Вашему вниманию предлагается краткая история создания легендарного напитка и история успеха всемирно-известной компании.
Создание напитка
История возникновения напитка началась с фармацевта Пембертона. Он, в поисках рецепта хорошего тоника, решил соединить два мощных стимулятора: в напиток кока он добавил экстракт из орехов cola. Получилась смесь, обладающая действительно сильным тонизирующим свойством. Доработав технологию приготовления снадобья, он продемонстрировал его в мае 1886 года местным инвесторам. Полученные деньги пошли на организацию производства.
Автором названия Coca-Cola стал партнер фармацевта Фрэнк Робинсон. Он же нарисовал и логотип, ставший затем самым узнаваемым в мире.
Сироп был запатентован как лекарство по восстановлению нервной системы. Торговать им стали в аптеках города.Летом в одной из них продавец Уилли Венэйбл решил по просьбе посетителя развести лекарственный концентрат не водой, а содовой. Щипучая смесь очень понравилась гостю, с той поры напиток употребляли в газированном виде.
Однако Пембертону напиток Кока кола так и не принес достойного дохода. Он вынужден был продать часть свой доли аптекарю Венэйблу, первому продавцу газированной колы. Умер автор рецепта легендарной сладкой воды в бедности в августе 1888 года.
Рождение компании
Спустя несколько месяцев запатентованный рецепт был куплен у вдовы фармацевта выходцем из Ирландии Кендлером. Сумма сделки равнялась 2300 $. Для сравнения: средняя годовая зарплата американца-рабочего составляла в то время 570 долларов.
Ирландец Кендлер сразу поверил в Кока Колу. Он увидел в нем напиток, способный лечить от многих болезней и приносить прибыль его создателям. С помощью Робинсона он разрабатывает более совершенный состав, используя оригинал, улучшает его вкусовые качества.
Вместе с тремя компаньонами, Кендлер в январе 1893 года регистрирует предприятие по выпуску этого продукта. Так началась история компании «TheCoca-ColaCompany». Если Пембертона принято считать автором напитка, то Аза Кендлера – основателем компании.
Вклад Кендлера
При Кендлере компания за 9 лет превратилась в преуспевающую корпорацию с оборотом в 120 тысяч $, а Кока-Кола стала национальным безалкогольным напитком.
Первым делом 42-летний Кендлер занялся организацией рекламы. Простой, хорошо запоминающийся и броский логотип, стал сопровождать американцев, а затем и жителей других стран, повсюду. Его могли найти на титулах модных изданий, увидеть на больших рекламных щитах. Наглядную пропаганду сопровождали удачно подобранные призывы, слоганы, лаконичные формулировки. В рекламных сюжетах Кока кола фигурировали яркие и приметные образы, в них участвовали известные актеры, спортсмены. Все это позитивно и с энтузиазмом воспринималось публикой.
В фирме создается торговый отдел, куда набираются толковые и энергичные люди. Применяются новые и неизвестные для того времени формы продвижения продукта.
Так, в аптеки, по договоренности, поставляли бесплатно определенный объем сиропа, а взамен получали адреса постоянных покупателей. Каждому из них присылали по почте купоны, по которым можно было приобрести бесплатную порцию колы. Люди приходили в заведение, выпивали по стаканчику, затем, как правило, заказывали вторую порцию, да покупали ещё и домой.
Популярность тоника росла с каждым днем. С 1895 года он уже продавался во всех штатах страны, причем с марта 1894 года не только в розлив, но и в бутылках.
Дела у компании и её акционеров шли по нарастающей. Ежегодно правление выплачивало приличные дивиденды. В Теннеси вошел в действие завод, построенный партнерами по договору франшизы. Началась разворачиваться деятельность за пределами Штатов. Первыми странами зарубежной экспансии стали Куба, а затем Панама.
Популярный напиток начали подделывать конкуренты. Фирме пришлось приложить немало усилий в войне с изготовителями фальшивой продукции: против них было возбуждено в общей сложности 153 судебных иска.
Важным событием в укреплении и развитии имиджа компании и её продукта стало появление в 1916 году фирменной бутылки. Оно способствовало дальнейшему росту продаж Колы.
Эпоха Вудрофа
Общественность Атланты настояла на избрании Кендлера мэром города. Он постепенно отходит от дел, а в 1919 году его детище покупает банкир из Атланты Эрнест Вудроф за 25 млн. $. Он привлекает к работе своего сына, и четыре года спустя Роберт Вудроф избирается президентом корпорации. При нем корпорация и достигла нынешних высот в своем развитии.
Роберт Вудроф
Новый управленец сразу же ввел стандарты во всех трудовых процессах, вплоть до продажи напитка. Покупателям начали предлагать six-packs, специальные упаковочные коробки из 6 бутылок, пользующиеся впоследствии популярностью несколько десятилетий. Компания первой применила автоматы по торговле Coca-Cola в бутылках, выносные холодильные установки, которые устанавливали в различных магазинах.
Стандартная упаковка из шести бутылок
Продаем не напиток, а образ жизни
Вудроф в корне пересмотрел стратегию по масштабной реализации готовой продукции. Так как Кока-кола по своим потребительским качествам не превосходила аналоги, он предложил реализовывать не столько продукт, сколько образ жизни. Напиток приобретал особый имидж, он становился не столько средством утоления жажды, а как бы вовлекал своего владельца в круг процветающих счастливчиков, либо в круг сильных и мужественных героев.
Как настоящий психолог и маркетолог, Вудроф настойчиво проводил линию на то, что со своим продуктом надо непременно идти вслед за клиентом. Бутылка колы должна сопровождать американца везде: на работе, на отдыхе, в часы трудных испытаний. Напиток распространяется на автозаправках, которые множатся по всей стране. Он приходит в кинематограф, появляется на экранах кинотеатров и становится неотделимым от американского образа жизни.
В период участия американцев в мировой войне Вудроф взял миллиардные кредитные средства для возведения сети заводов по производству и разливу Колы в бутылки для американских солдат в Европе, Северной Африке, Китае, Тихоокеанском регионе. Первый из 64 заводов был открыт в Алжире.
После войны популярность Колы выросла ещё больше. Построенные зарубежные предприятия стали плацдармом для завоевания заграничных рынков сбыта. В 1968 году половина прибыли компания получала от зарубежных сделок.
Вудроф оставил пост главы компании в 1954-м, но оставался в совете директоров вплоть до 1984-го.
Откуда взялось название
История бренда Coca-Cola очень проста и обыденна. Когда в 1886 году Пембертон начал готовиться к получению патента на изобретение, возник вопрос о названии жидкости. Его партнер Френк Робинсон предложил составить его из названий двух составляющих сиропа: напитка кока и орехов колы. Получилось Кока-кола. Название укоренилось и пришлось всем по вкусу: как продавцам, так и покупателям.
Сегодня словосочетание Coca-Cola по результатам маркетинговых исследований считается вторым по известности после слова «окей».
Варианты логотипа
Логотип Coca-Cola, как и название, придумал все тот же Фрэнк Робинсон.
История логотипа насчитывает более 130 лет, но несмотря на такой длительный срок, общий стиль эмблемы-надписи остался неизменным. Со временем чуть изменилось начертание букв, оно стало более ярким.
Впервые лого попробовали изобразить по-другому уже в 1890 году. Попытка была признана неудачной, причудливое начертание не привлекло внимание посетителей. Через три года Кендлер вернул старый образ.
Во время второй мировой войны стиль надписи приблизился к современному. В 1958 г. у эмблемы возник фон красного цвета. Через 11 лет к надписи присоединили белую волну. В 1980 году волна стала чуть пересекаться с надписью. На изображении появилось слово CLASSIC. Спустя 23 года появились уже три волны белого и желтого цвета. Все они помещены к низу от надписи.
Современное изображение изготовлено в 2007 году. Вместо трех волн опять появилась одна, она располагается под текстом названия. Существуют также специально подготовленные варианты логотипа, изготовленные к 125-летию рождения напитка и 100-летнему юбилею первой стеклянной бутылки.
Интересные события и факты
Формулу Кока-Колы фирма официально засекретила. По приказанию Кендлера оригинальная копия рецепта была помещена на хранение в банк Trust Company. С 1925 г. она хранилась в другом банке города Атланта. В 2011 г. секретный материал перевезен в особое хранилище корпорации, построенное рядом с главным офисом.
В 1980 году Кола являлась официальным напитком московской Олимпиады.
1982 г. Разработан и начал выпускаться диетический Diet Coke.
1988 г. Впервые в СССР началось производство Кока-Кола на Москворецком пивзаводе.
Жители Гонконга для лечения от простуды пьют горячую колу.
Известные рекламные кампании
Начиная с 1928 года, когда на Олимпиаде в Амстердаме Кока-кола предоставила 1000 ящиков своей воды, компания постоянно является спонсором Олимпийского движения. Coca-Cola спонсирует все крупнейшие спортивные соревнования, включая футбольные и хоккейные мировые чемпионаты, теннисные турниры высшего уровня.
Кока-Кола оказалась первой западной фирмой, разместившей в 1989 году свою рекламу в Москве на Пушкинской площади.
Сохранился щит с первой рекламой Cola, изготовленный в 1904 году. Он находится на своём прежнем месте в городке Картерсвилл (штат Джорджия).
В 1931 году Кока-Кола придумала для американцев свой образ Санта Клауса. На смену изображению эльфа пришел добродушный веселый старик с густой белой бородой. Он был нарисован в красной шубе, подчеркивающей цвета бренда, а в руках держал бутылку зажигательного напитка. Образ всем понравился и стал символом рождественских и новогодних праздников.
Как построена работа компании
В настоящее время компания Coca-Cola имеет в своем активе секретные рецепты трех тысяч видов напитков, обладает правами на сотни брендов.
Стратегия корпорации основана на продвижении продукта во все страны мира с целью занять господствующее положение в мировой отрасли. В этом компания добилась выдающихся результатов, и её история является классическим примером для изучения маркетинга.
Деятельность гиганта построена на организации системы работы с партнерами-ботлерами.
Ботлеры – это региональные фирмы, которые производят розлив и продажу продукта непосредственно потребителю.
Компания поставляет им концентраты, оказывает поддержку в налаживании производства, учебе персонала, приобретении торгового оборудования, обеспечивает рекламными материалами и осуществляет контроль качества.
Сейчас на компанию работают около 300 ботлеров по всему миру, среди которых имеются как крупные международные компании, так и небольшие предприятия.
В России компания Coca-Cola действует уже 36 лет. В системе Колы работают 12 заводов, на которых трудятся 11 тысяч человек. Более 65 тысяч работают в смежных областях, поставляющих компании сахар и другие компоненты производства.
В целом, положение корпорации можно назвать устойчивым. Однако в прошедшем 2017 году продажи напитка снизились на 4,3%. В США наблюдается падение спроса на газированные сладкие напитки, отдельные эксперты высказывают предположения об уменьшении стоимости акций компании в 2018 году.